Как мы даем и получаем обратную связь?
Как дают и получают обратную связь при общении?
Во взаимодействии мы реагируем на слова, интонацию, поступки, поведение.
Расскажу о позитивной обратной связи с помощью слов, которая приводит к гармоничным отношениям, не обижает, не вызывает агрессию в собеседнике.
Большинство дают обратную связь с помощью требований, упреков, обижаясь и критикуя. Легко можно превратить требования в просьбу, не унижая другого, но не все знают, как это сделать.
Примеры из жизни:
1) Муж говорит: «Мне не нравится, когда ты не улыбаешься при встрече». Жена будет улыбаться, встречая мужа, но это будет маска, а не искренняя улыбка в ответ на такую просьбу мужа. Согласны?
Как это сказать по-другому? «Дорогая, так радостно становится на душе, когда ты улыбаешься, хочется на крыльях лететь домой».
2) Не нравится, что супруг бросает носки, где попало. Можно до бесконечности говорить об этом. Чаще это происходит следующим образом: «Опять бросил носки под кровать. Просила же не бросать где попало грязные носки, неужели трудно положить в стирку. Я же не попугай говорить одно и тоже постоянно». Так дают обратную связь жены мужьям.
Захочет ли супруг сделать то, к чему побуждают следующим образом? Вряд ли. Упреки, критика вызывают сопротивление или желание делать вопреки, делать по-прежнему или даже назло другому. Задумайтесь! Критика — распространенный вид обратной связи, который дают люди друг другу.
Попробуйте сами сформулировать ПОЗИТИВНУЮ ФОРМУ ОБРАТНОЙ СВЯЗИ, которая побудит к желаемому действию.Главное: обратную связь дают постоянно — только вот в какой форме?Многие не замечают каким способом дают обратную связь. Как реагирует собеседник на обсуждение, вопросы, высказывания, точку зрения? Кто умеет слышать собеседника, тот сможет грамотно выстроить дальнейший диалог – продолжать, корректировать, прекращать общение на сегодня.
Как ответить, отказывая или не принимая: если не нравится предложение, и при этом не обидеть отказом, а побудить к правильному действию.
Правила Обратной Связи Высокого Качества:
1) не отсрочена по времени.
Говорите, что происходит, а не о том, что было.
У человека с того времени уже сильно изменилось состояние и настроение, а вы не замечаете этого или остаетесь в прошлом. Негативные воспоминания прошлого редко уместны в контексте общения.
2) фиксирует результат, а не дает оценку.
Меньше оценивайте и больше описывайте ситуацию.
Например: « видела, что вы предоставили отчет», « слышала ваши слова, сказанные на конференции…»
3) конкретна, объективна, основана на фактах.
Говорите о фактах, которые видели, слышали (факты) а не о том, что подумали, к каким выводам пришли.
4) направлена адресату.
Говорите фразы тому, кому они предназначены, а не первому встречному, кто попал под горячую руку.
5) адресована к поведению, поступкам.
Не затрагивайте в общении личность собеседника, говорите только об увиденном поведении собеседника.
Не вешайте на другого ярлыков типа «Ну ты и вредный!», «Не думал, что ты такой…», « Ну почему ты такой неаккуратный?»
6) выражена в «Я-высказываниях».
Важно пользоваться сообщениями, используя первое лицо (я так думаю, мне не понравилось, мне кажется, что было бы лучше, если …).
В конце речи напомните человеку (если это ребенок), что по-прежнему любите, уважаете, что дорожите общением, если разговор шел о неприятном.
Часто люди додумывают за другого. Что собеседник подумает или подумал, как будет дальше поступать. Из таких додумываний, продолжает дальше общаться, словно другой человек так уже сделал.
Как в АНЕКДОТЕ. Клава идет к соседке за мясорубкой и думает: «Вот попрошу мясорубку, а она скажет… А я ей …. А соседка ответит…».
Поднимается наша героиня по лестнице и придумывает в голове, что будет происходить. Когда соседка открывает дверь, то слышит от нашей Клавы: «Да подавись ты этой мясорубкой». Клава пообщалась уже с соседкой во внутреннем кино до того, как встретилась.
Еще примеры взаимодействия.
1) «Сынок, ты такой умный. Мы с папой верим в тебя и гордимся. Знаю, сегодня случайно получил двойку, ты стараешься и задания выполняешь в срок и аккуратно».
Ребенок слышит, что родители гордятся тем, что сын старается. И это дает ему ресурсную поддержку, чтобы исправить ситуацию и оправдать надежды.
2) До жены дошли слухи, что муж стал флиртовать с другой женщиной. Как правильно поступить? Ревностные претензии и упреки, скандалы и истерики не приведут к тому результату, который нужен.
Поэтому говорите: «Дорогой, знаю, что ты верный, любящий муж, однолюб. Ты понимающий. Я так счастлива, что вышла замуж за тебя».
Конечно же, лучше выбрать соответствующую подходящую обстановку, чтобы сказать такие слова. С какой регулярностью будете говорить об этом. Еще существует много нюансов, как эту ситуацию изменить и сохранить семью.
Ситуации с изменами одними фразами не решишь. Это отдельная тема разговора. Вернемся к теме обратной связи.
Правила принятия обратной связи.
1) Выслушайте до конца говорящего человека, не перебивайте.
Вставляя пять копеек, вы сбиваете говорящего с мысли.
2) Обратная связь иногда воспринимается как нападение.
Тогда «получающий» уходит в защиту, уже не слушая. Он думает о контраргументах, которые выдвинет в защиту. Чтобы снять излишнюю эмоциональность в общении, лучше пересказать услышанное, уточнив: «Я правильно поняла, ты сказал, что…».
3) Дайте время, чтобы перемены проявились.
Важно помнить: если человек получил обратную связь, это не значит, что мгновенно изменится поведение, речь и прочее, что требовалось изменить.
Проявите терпение и дайте время, чтобы перемены проявились.
Не давите на собеседника, заставляя сразу же «действовать в соответствии с указаниями».
4) Научитесь давать обратную связь осознанно.
Учитесь давать обратную связь осознанно, чтобы сохранить спокойствие и гармонию в отношениях. И сознательно создавайте отношения друг с другом, где царит любовь, гармония и взаимное уважение. Этот вклад окупиться.
5)Уберите триггерные точки, которые включают автоматические реакции.
Часто давать или принимать позитивную обратную связь человеку мешают психологические травмы, полученные в детстве.
Пока внутренние уязвимости не будут убраны, человек периодически будет скатываться в негатив, приводящий к конфликтам.
Конфликтуете, но мечтаете жить в гармоничных отношения.
Запишитесь на консультацию — разберем тонкости общения.
Контакты для связи указаны на шапке сайта.
Желаю счастливого общения!
Ваша Тамара Колесниченко
Очень полезный материал, Тамара Степановна!
К сожалению, большинство не уделяет форме взаимодействия внимание.
Забывают о том, что «Слово ранит сильнее кинжала»!